Тайны затонувших кораблей

На темном и холодном дне Балтийского моря покоятся сотни кораблей, которые канули в лету в течении прошлого столетия. Самый старый из них датируется 13 веком, но гораздо больше кораблекрушений произошло уже в наше время — во время двух мировых войн. Они все еще привлекают водолазов, которые погружаются к ним для исследований и в надежде найти сокровища.


Одна из причин по которой дно Балтийское море является кладбищем кораблей это морской путь, который начали использовать еще во времена Римской империи. Военные и торговые корабли ходили в этих водах на протяжении веков.

Из-за того что в Балтийское море впадает множество крупных рек его соленость сильно снижена и затонувшие корабли могут оставаться в хорошем состоянии долгое время, ожидая подводных археологов и исследователей.

Затонувшие суда на этих фотографиях были сняты русским подводным фотографом Виктором Лягушкиным в Финском заливе. Проект исследований называется «Тайны затонувших кораблей» и проходит в рамках постройки «Северного потока» — трубопровода на дне балтийского моря.

На этой фотографии подводный археолог Роман Прохоров измеряет нос корабля, на котором установлена гальюнная фигура, для того что-бы идентифицировать судно. Собранные данные указывают на то, что это русское военное судно «Америка», построенное в Нью-Йорке. Его история весьма интересна.

На снимке выше дайвер изучает трюмы «Америки». В 1829 году император России Николай I заметил судно, плавающее недалеко от Кронштадта. Восхищенный кораблем он воскликнул, что хотел-бы что-бы весь его флот состоял из таких судов. Для сопровождающих его лиц это заявление звучало как приказ и они немедленно приступили к его выполнению.

Чиновники купили судно «Америка» в Соединенных Штатах за £10,000($15,523), эта сумма была намного больше стоимости корабля, так-что не удивительно, что сделка была одобрена. Доставка была организована в следующем году.

На этой фотографии Игорь Галайда рассматривает фарфоровый кувшин, найденный в обломках судна. Во время пребывания в составе русского флота корабль считался настолько роскошным, что большинство моряков стремились стать частью его команды. После тщательного осмотра Император распорядился создать подобные интерьеры во всех русских кораблях.

Этот снимок показывает что осталось от лафета «Америки». Хотя в свой последний рейс судно перевозило стройматериалы, на ней было установлено 10 пушек. Как полагают, это тяжелое вооружение значительно поспособствовало кончине судна.

В свой последний рейс корабль попал в шторм, и из-за незакрепленного тяжелого груза и множества пушек были проломлены доски борта, затем капитан совершил ошибку, направив судно на скалы. Из 130 человек на борту 84 добрались до берега и были спасены смотрителем маяка.

«Америка» лишь одно из многих судов, которые лежат на дне Балтийского моря. на данный момент найдено около тысячи подводных объектов, секреты которых еще предстоит раскрыть.

На этом снимке дайверы рассматривают затонувший фрегат «Олег», который лежит на дне с 1869 года, после опрокидывания во время учений. Как говорят, фрегат затонул очень быстро — всего за 15 минут.

Русский военный галиот, затонувший 28 октября 1771 года. В нижней части фотографии можно наблюдать штурвал судна, который совсем не похож на рулевые колеса современных кораблей.

На этом снимке видно носовую фигуру датского торгового корабля «Луиза», затонувшего при случайном столкновении с «Америкой». Во время инцидента 3 небольших суденышка были на пути «Америки», два из них сумели уйти от столкновения, а третьему не повезло.

Погружения к затонувшим судам могут быть опасны — на этом снимке Роман Прохоров пытается освободиться из сети, прикрепленной к борту Луизы.

Тут дайвер пересчитывает найденные на Луизе стеклянные бутылки, они имеют важное значение для идентификации судна, на котором их нашли. А иногда представляют большую ценность сами по себе.

На этот раз нашли керамические пластины. Луиза шла с грузом в Гамбург, когда произошла авария у экипажа небыло времени что-бы спасти груз и он затонул вместе с кораблем. Тем не менее российское правительство компенсировала Датской казне все потери.

Эти пули от немецкого Маузера датированы 1944 годом. Немцы пытались захватить остров Гогланд, но потерпели неудачу. Дно балтийского моря усеяно подобными артефактами, некоторые из них все еще представляют опасность.

Невероятно, но эта бутылка, обнаруженная Романом Прохоровым, все еще наполнена какой-то желтой жидкостью. Места кораблекрушений в Балтийском море таят в себе множество сокровищ, например в 2010 году были найдены 145 бутылок 200-летнего высококачественного шампанского.

На нашей последней фотографии археолог прикрепляет пластиковые значки, отмечающие интересные места судна Луиза.

Строительство газопровода движется вперед, а это значит, что затонувшие корабли продолжают изучаться.

Усилия водолазов частично мотивированны конвенцией ООН по морскому праву, в которой сказано, что все археологические находки в международных водах должны быть сохранены.

Кто знает, какие еще удивительные артефакты все еще лежат в холодных водах Балтийского моря?

Заточка ножей для машинок, соц в москве